Маршруты по Москве

Самые красивые станции Московского метро

Фото: russos

Московское метро — не просто средство передвижения для жителей и гостей города. Это самостоятельная достопримечательность со своими тайнами и легендами.  

Станции Московского метрополитена по-настоящему красивы и изысканны, они с постоянным успехом получают Гран-при на международных конкурсах и входят в учебники по строительству и дизайну как образцы, на которые нужно равняться.

Московское метро было и остаётся лучшим в мире по целому ряду показателей. Впрочем, эти показатели волнуют разве что специалистов. Нас же интересует красота, воплощённая в камне. Есть станции, осмотреть которые должен каждый уважающий себя москвич и гость столицы. Это настоящие произведения искусства, признанные во всём мире. Да-да, вот так, по пути в арендованные квартиры посуточно в Москве, вы сможете легко приобщиться к настоящему искусству.

Фото: russos

Станция «Комсомольская» — подземный дворец

«Комсомольская» считается одной из самых «парадных» станций и неудивительно, ведь проектировал её легендарный архитектор Щусев, тот самый, что проектировал Мавзолей. Декором же занимался не менее именитый Павел Корин, художник, известный далеко за пределами Отечества.

Больше всего станция напоминает дворец, настолько всё пышно, нарядно, торжественно и просторно. Размах такой, что даже сейчас пассажирам хватает места. Блистательная архитектура, невероятной красоты отделка и мозаичные панно. Кстати, майоликовые панно, изображающие строителей станции, получили в своё время Сталинскую премию.

Станция «Маяковская» — устремлённая в будущее

Станция получилась несколько футуристической. Но она и сейчас выглядит вполне современно и свежо. Сложно даже представить, какое впечатление она производила вначале.

Футуристической станция получилась неслучайно. Здесь масса символов и посылов, заложенных при строительстве — как для современников, так и для грядущих поколений.

В частности, металлическая окантовка, так сильно повлиявшая на архитектуру, состоит из фрагментов дирижабля, построенного ранее по проекту Циолковского. Они показывают стремление к звёздам, к некоему «вселенскому» коммунизму у людей советской формации. Да и Маяковский считался самым «советским» поэтом в то время. Современники прекрасно умели читать между строк и символизм, заложенный в станции, был им абсолютно понятен. Ещё одна гордость станции — 34 мозаичных панно, выполненных самим живописцем Дейнекой.

«Маяковская» в 1938 году получила Гран-при в Нью-Йорке, в 1980 году — статус памятника архитектуры. Проект станции вошёл не просто в учебники архитектуры, а стал «классикой», на которую равняются по сей день.

Фото: russos

Станция «Новослободская» — храм интеллигенции

«Новослободская» почти сразу получила среди жителей столицы два прозвища — «Подземная сказка» и «Каменный цветок». Согласитесь, нужно было произвести невероятное сильное впечатление, чтобы заслужить такие прозвища.

Архитектура станции изысканно проста, но простота эта настолько продумана, что стала эталоном. Главное же украшение «Новослободской» — 32 витража потрясающей красоты.

Интересно, что стёкла витражей взяли из кафедрального собора Риги (они там просто хранились), орнаменты были позаимствованы из книг православных священников и даже главное панно — «Мир во всём мире» — иконописец Корин создал по образцу икон Богоматери. С учётом того, что станция была посвящена интеллигенции, получился этакий храм знаний с массой интереснейших замаскированных посланий.

Фото: Академик

«Площадь Революции» — самая «советская» станция метро

«Площадь Революции» планировалось сделать не просто станцией, но ещё и частью достаточно оригинального проекта — Большого Академического театра СССР, соединённого с нижними этажами гостиницы «Москва».

Первоначально молодой архитектор Душник планировал сделать её светлой и просторной. Однако его соавтор Матвей Манизер, настоял на том, чтобы на станции разместили массу скульптур. Итог получился достаточно тяжеловесным и нельзя сказать, чтобы очень изысканным. Тем не менее «Площадь Революции» производит сильнейшее впечатление и у туристов это одно из самых популярных мест. 

Фото: russos

Станция «Новокузнецкая» — музей боевой славы

«Новокузнецкая» изначально была мирной, «цивильной» станцией, но ее авторы решили увековечить подвиги наших воинов, и в результате «Новокузнецкую» можно назвать музеем боевой славы. Щиты с профилями великих полководцев России и посвящениями русским воинам на фоне строгой архитектуры выглядят очень сильно.

Интересная деталь — мраморные скамейки станции были вывезены в своё время из храма Христа Спасителя.

Фото: russos

Станция «Кропоткинская» — дворец для народа

Спроектированная прославленным архитектором Душкиным, она сперва вызвала недовольство властей: так явно было видно, что станция перекликается со знаменитым храмом Амона в Египте.

Однако проект удалось отстоять, и сейчас «Кропоткинская» радует пассажиров изяществом и лаконичностью форм, тонкими оттенками полированного камня. Радует он не только пассажиров — в 1958 году проект получил «Гран-При» в Брюсселе и входит в учебники по строительству, дизайну и архитектуре.

Фото: KIRILL KUDRYAVTSEV

Станция «Киевская» — воссоединение братских народов

Сочетание пышности и простоты невольно заставляет замедлять шаги и оглядываться по сторонам. Достаточно простые, лаконичные проходы с массивными колоннами, облицованными мрамором. Над колоннами доминируют великолепные фрески, показывающие жизнь украинцев. Обрамлены они красивой, но несколько тяжеловатой лепниной. Нельзя сказать, что здесь имеются какие-то необычные строительные и дизайнерские решения — всё предельно просто. Однако простота эта настолько выверена и умела, что поневоле проникаешься восхищением.

Мы проходим мимо этой красоты, не замечая её. Блестящая архитектура и работы известнейших художников теряются на фоне спешащих пассажиров. Попробуйте остановиться на минутку, взглянуть на станции Московского метро и, возможно, ваше настроение станет чуть лучше.